Я уже писал о провале российского модернизационного проекта по итогам президентства Владимира Путина («Инвестиционные итоги», «Ведомости», 25.06.2007 г.). Приходится констатировать, что почти все реформы, которые он начинал, вступив в должность, провалились.
Пенсионная реформа окончилась полным крахом, нарастающим коллапсом пенсионной системы. Не удалось создать работающие системы государственного медицинского страхования, льготного лекарственного обеспечения. Реформа ЖКХ провалилась: реформаторы ограничились повышением тарифов на коммунальные услуги, не обеспечив модернизации ЖКХ и повышения качества услуг. Провалились или окончились ничем судебная реформа, реформа местного самоуправления, военная реформа.
Достижения в области экономических реформ в основном оказались сомнительны либо неустойчивы. Эффект от введения плоского подоходного налога был во многом нивелирован сохранением его «скрытой» части в виде ЕСН, причем похоже, что плоский НДФЛ под давлением растущих расходных ожиданий и популизма вскоре вновь заменят прогрессивным. Отмена вредных налогов (в частности, дорожного) была с лихвой компенсирована эскалацией «налогового терроризма».
Приватизация была остановлена и обернулась сомнительной по целеполаганию и эффективности национализацией. В ВТО мы пока так и не вступили, и похоже, затягивание процесса может привести к ухудшению условий вступления. Инфраструктурные реформы были остановлены на ранней стадии («Газпром» и РЖД) либо обернулись угрозами создания олигопольных рынков (электроэнергетика). «Дебюрократизация экономики» упростила разрешительные процедуры входа на рынок, но в целом давление государства на бизнес даже усилилось (что отразилось, например, на позициях России в рейтинге Всемирного банка Doing Business).
Принятие Земельного кодекса — безусловно позитивное историческое событие и, возможно, одно из главных достижений правления Путина — так и не привело к формированию развитого ликвидного рынка земли. Новый Трудовой кодекс обернулся проблемами для работодателей. Банковская реформа вместо «сохранения и развития конкурентных основ функционирования банковской системы» привела к доминированию госбанков, доля которых в капитале банковской системы превысила 50%.
В сентябре на встрече с политологами из «Валдай-клуба» Путин фактически признал неудачу административной реформы и неэффективность трехуровневой структуры правительства. Критические оценки отправленного в отставку кабинета Фрадкова фактически доказывают, что весь второй срок президентства оказался провальным. Для России придумывают новую повестку дня: реставрацию централизованного госуправления, создание госкорпораций, наращивание бюджетных расходов.
Говорят, у Путина появился новый «план». Итоги реализации предыдущего заставляют усомниться, что любой из его «планов» в состоянии привести к «победе России».